Заголовок
Текст сообщения
Я сразу ее увидела. Как-то вот повернула голову и вдруг - она... Странно, и немного стыдно было видеть ее посреди снующей по вокзалу толпы. Высокая и статная со следами былого величия и какого-то необъяснимого очарования... Седые клочья длинных темных волос. Давно нечесаных. Мятая, на резинке темно-синяя сатиновая юбка. В мелкий цветочек. Длинная шерстяная кофта с заштопанными локтями. Белый-синий, синий-белый квадратики штопки. Подвернутый воротничок перехваченный наживую, чтобы совсем не отвалился. Господи! Какая же она старая, моя горячо любимая тетя Маруся... "Деточка, - нагибаясь ко мне низко-низко, пела она грудным теплым голосом, возьми пирожочек. Он сладенький, он вкусненький". А сейчас она стояла гордая и неприступная. Сама по себе. ОДНА. А толпа бежала мимо. Безликая, тревожная, стараясь не видеть, не замечать этого убожества и величия откровенной и вызывающей нищеты. Ей, толпе, - всем этим людям молодым и старым, - было наплевать и на эту старуху, и на мелкий дождик и на многое-многое... Для них были только они сами. И только я стояла в этой толпе, в этом муравейнике людей. И смотрела. Смотрела во все глаза.
Толпа оплывала ее как река. Стараясь не задеть, не потревожить и. не замараться. Высокая, худая, в длинной юбке, она стояла и смотрела себе под ноги. "Цып-цып-гули-гули", услышала я. Опустив глаза к асфальту перрона, который тоже как будто оплывал ее, я увидела голубей. Их было много. Так много, что и не сосчитать. Они тихо и спокойно разгуливали вокруг нее, важно и чинно, как будто на каком-то великосветском приеме. Вот и дождик им не помеха. Им тоже все, все равно, как и нам людям ?
Я все стояла... Людей на перроне стало будто бы меньше. "Истончились- источились", как сказал бы мой приятель Коська. Он даже в свои пятьдесят все еще играл со словами как маленький ребенок. Не всем это нравилось. Но мне с ним было весело.
Людей как будто не стало вовсе. А дождик капал все так же, мелкими брызгами, оставляя крошечные пузырки капелек то тут, то там. Я на секунду отвлеклась от большой и темной фигуры старухи на белесом фоне плотной завесы водяной пыли. На мгновение показалось, что потеряла ее из виду. И вдруг поплыла земля, возвращая меня в прошлое.
Пирожки тетя Маруся пекла первоклассные. До сих пор помню этот запах. Ощущаю его. Такой томящий и завораживающий. Плывущий. Вкусный и теплый. Пирожки с капустой были ее фирменными. И все мы, мал-мала нашей большой коммуналки, сбегались на этот запах. И ждали. Ждали, когда закончится мудрое и доброе священнодействие и из чрева духовки появятся румяные лежебоки. Не успевала тетя Маруся вытащить пирожки, как все мы тут же жадно тянулись к ним своими грязными в мелких бугорках цыпок пятернями. В красных заусеницах. В царапинах и ссадинах. А наша Тетка - так мы ее любя называли - только успевала приговаривать, "Да не обожгись, не обожгись, потерпи, никуда, чай, не убегут, ног-то у них нет..." И все равно наша ребячья жадность тянула-тащила пирожки во все стороны. Уж не знаю, сколько их было, но каким-то чудесным образом хватало на всех. "Всем сестрам по серьгам" - это тоже из тетьмарусиного репертуара.
Любили мы ее - нашу Тетку. С ее худобой, строгой величавостью, темными как омут глазами, в которых на самом дне поблескивали смешинки. Она знала все наши ребячьи секреты, девичьи вздохи и мальчишеские тайны. Знала о наших тайных влюбленностях и первых месячных, когда не знаешь, куда и пойти, когда и не понимаешь, что это вдруг с тобой стало происходить. Любила она всех, и на всех хватало ее любви и ее сердца. Впрочем, это только сейчас, стоя на перроне серого бетона, я вдруг поняла и осознала, что всю нашу ребячью толпу тетя Маруся не делила на своих и чужих, близких и далеких, наших и ваших. Все мы были ее дети. Кто-то однажды ей так и сказал: "Вона ведь сколько у тебя детей, Маруся!" Я, тогда еще маленькая девочка, запомнила ее ответ: "Не мои они дети, а дети Божьи. Бог дал - Бог взял..."
Да, по паспорту, по всяким там метрикам, - по стертым и иссохшимся бумажкам, - никто из нас не был ее ребенком. Своих детей у нее никогда не было. Говаривали злые языки, что когда-то родила, да мертвенького, а мужик возьми и уйди, что, мол, с бабой пустой делать. Почему Маруся "баба пустая" детски незрелым умишком своим никто из нас тогда не понимал, но слова эти вертелись постоянно и были, как я теперь понимаю, любимыми на на языках злых обитателей или, скорее, обитательниц квартиры. А была Маруся женщина видная, красивая и мужчины за ней увивались. Приходили в гости: кто с букетом, а кто с конфетами. И тогда дверь тетьмарусиной комнаты для нас, маленьких оборвышей, закрывалась. Уж что она там делала со своим очередным воздыхателем, не ведомо, только злые языки опять все "шу-шу-шу" по всей квартире. А до нас долетали ошметки каких-то злых слов, потом они словно черная и ядовитая пыль оседали мелкими морщинками на тетьмарусином лице. Да так там и оставались. Навсегда. И глаза ее тускнели всякий раз, когда вдруг чье-то злобное шипение несло ей вслед зависть и злобу. "А чему завидовать? Бежит оно от Маруськи бабье счастье, и чего это она все мужиков перебирает ?" - вздыхала мама и складывала пухлые руки домиком. - "Уж была бы хоть с кем-нибудь, хоть плохонький, а все-таки свой. Ох, Маруська, Маруська...", - еще тяжелее вздыхала и утирала слезы концом передника.
И вот оно "тетьмарусино счастье", подумала я, - куда привело ее. На грязное полотно перрона, где в изобилии, какое увидишь разве что на свалке валялись окурки, пачки из-под папирос и сигарет, пакеты, то ли из-под чипсов, то или еще из-под какой-то дрянной заморской снеди, в бесконечную суету и толчею людей, в этот вечно живой людской муравейник, где человек человеку не брат и не друг, а просто некая функция, роль которой в том только и состоит, чтобы нести сумки или чемоданы, или с упорством Сизифа толкать вперед тележку, а потом протискиваться в грязный, пахнущий пылью и советским прошлым вагон. А потом - трястись куда-то в этом же вагоне, перешагивать через потные тела, руки, ноги и вдыхать крепкий как самогонка пьянящий запах усталых мужчин и женщин.
Она вновь посмотрела туда, где, как Александровская колонна, одиноко возвышалась тетьмарусина фигура. Редкий дождик сменился тонкой занавеской водяного шелка. В этой ткани то тут, то там как будто ниоткуда возникали фигуры. И тут же пропадали. Это было похоже на черно-белое кино. С той лишь разницей, что в каждом кадре этого удивительного фильма неизменным был один персонаж - закутанная в кисею дождя высокая фигура женщины. Все в ней было неизменным как и ее движение постоянное и неизменное, как будто пленка застряла и аппарат крутит один и тот же кадр Это было движение ее правой руки - рука ныряла вниз, в глубину кармана широкой юбки, жила там какое-то время своей жизнью, потом вновь появлялась освобожденная, и в радости вновь обретенного бытия плавно шла вверх и вперед - вниз - к жадной голубиной стае, которая все прибывала и прибывала и плотным кольцом кипела уже у самых ее ног.
Людей на перроне почти что и не стало, как будто они растворились в серой краске дождя, а может попрятались куда-то, а были только голуби и эта старуха. Как ни странно, но именно эта фигура успокаивала ее, внушала ей такое удивительное, давно позабытое чувство защищенности и уверенности в том, что тебя любят, какое она испытывала только в детстве, когда ее маленькая рука пряталась как в норке в маминой ладони. Тогда она не понимала, а просто знала, что пока ее маленькая ладошка так уютно спит в маминой, все будет хорошо и ничто не страшно. И сейчас она почувствовала, что ладонь ее холодная и немного мокрая, хоть и лежала в кармане стала вдруг теплой. Она заплакала.
"Теть Маруся...",- ей захотелось крикнуть, броситься вперед и прижаться к ней, такой когда-то любимой и знакомой, чтобы вновь почувствовать теплый запах детства. А может помочь, одеть, дать ей денег, да просто позаботиться о старухе? Мамы уже нет, лет пять как схоронили, а вот ведь Тетьмаруся здесь. Живая и такая родная.
Готовая уже кинуться вперед через пелену дождя она вдруг остановилась. Вспомнился бывший муж, и сейчас его голос ядовито зашипел в самое сердце: "B чего это ты такая у нас сердобольная, лучше б о себе подумала. Кто оценит, что ты так стараешься? Что, народ? Он - толпа, и какое тебе до нее дело?! Если им будет плохо, ты что, думаешь, они тебе помогут ? Шиш тебе. Накось выкуси. Им на тебя на... Гиблое это дело - спасать других..." Ей вдруг защемило сердце. Жалящий голос проникал глубоко, прямо в ее воспаленный воспоминаниями мозг, жег...
Она схватилась за голову. Обхватила голову крепко-крепко, зажмурила глаза, Вновь потекли слезы, только уже другие. Ядовитый, ненавистный голос по-прежнему что-то шипел. Только она его уже не слышала, да и не слушала... В голове снова засуетились обрывки слышанных когда-то фраз. Откуда-то пришли слова "зеленые дети, зеленые детки.". Слова эти как акробаты кувыркались в голове и никак не хотели уходить."Зеленые дети - Д Е Т И... З Е Л Е Н Ы Е ..."Где и когда она это слышала ?
Слова эти отозвались в ее сердце теплом маминой ладони. Добрые слова... Такие родные... Хорошие, спокойные, уверенные.
Она снова зажмурила глаза. Нет, не вспомнить. Слова, как расшалившиеся дети, убегали куда-то далеко, в самые глубины ее детства. А впрочем, какая разница, подумала она, откуда они, слова. Главное, что они свои, родные, такие же, как мамина ладонь или тетьмарусины пирожки с капустой.
Тетьмаруся любила детей, хотя своих у нее никогда не было. Впрочем, всех кого она любила, с ясной простотой своего сердца, она звала "детьми". И малышей, и тех соседей по квартире, с кем дружила и кто любил и жалел ее, она тоже звала детьми, хотя некоторые "дети" были всего на десяток лет ее моложе. Любовь эта была особой, тихой без громких слов и повторения "люблю, люблю". Нет, был у Тетьмаруси Божий дар любви деятельной. Любви действия, что ли. То пирожков напечет, то пуговицу пришьет. А то просто вдруг притянет за рукав и прижмет к себе, теплой и мягкой своей груди и обнимет, и погладит по голове. Или вот цветы... Всех маленьких обитателей коммунальной квартиры одаривала она накануне 1 сентября огромными бархатисто-махровыми гладиолусами. Удивительные были цветы. Таких букетов, какие малыши бережно и гордо несли в школу, не было ни у кого.
Одной тете Марусе было ведомо, как на небогатых ленинградских почвах можно было вырастить такое чудо. Где и как хранить, пряча от сырости-сухости и заморозков крепкие упругие луковицы, чтобы потом, ранней весной любовно устроить их в теплые уютные гнездышки в живой земле. Весь процесс, от заботы о беременной жизнью луковице до появления первого крохотного, упруго-острого зеленого ростка, был тетьмарусиной тайной. Цветы тоже были для нее детьми. И глядя на оранжево-яркие солнышки ноготков, иссиня-филетовые чашечки астр, розово-белое разноцветье фиалок, она так и говорила - "зеленые детки". ЗЕЛЕНЫЕ ДЕТКИ. Вот оно и выплыло, это слово, написанное бесцветными тайными чернилами, проявилось внезапно на пожелтевших страницах памяти.
И сейчас, стоя на сером асфальте вокзала, вся в мелких капельках нескончаемого питерского дождя, Ирина все повторяла и повторяла эти два слова. Они, как и пирожки, как и мамина ладонь, были теплыми, мягкими и добрыми.
Маруся любила цветы. О них она могла говорить бесконечно, рассказывать целые истории, с такой страстью и любовью, что трудно было поверить, будто эти истории всего лишь о цветах. Она ими гордилась, о них заботилась, кутая их в холода и укрывая их от проникавшей повсюду промозглой сырости. У каждого тетьмарусиного цветка, будь он дома или где-то там в теплой земле Парголова была своя биография, своя особенная история и, конечно, свое имя. Имя было особенно важно. "Имя делает цветок", - говорила Маруся, - каково имя, таков и характер". Помню, как-то в один из последних дней августа Маруся вернулась домой с огромным букетом темно-фиолетовых игольчатых астр. Мы сгрудились вокруг нее, а она, улыбаясь и ласково щуря тронутые смешинкой глаза, любовно и нежно дотрагивалась до бархатистой шапочки каждого цветка и рассказывала какой у него характер, что он любит и как нужно с ним разговаривать. Объясняя нам, почему один цветок чуть темнее, а другой чуть светлее, она с трогательной заботой разворачивала лепестки, приглашая нас заглянуть в самую сердцевинку. И иногда там, в самом сердце цветка, можно было увидеть капельку-другую росы. "Плачет", - говорила, вздыхая, тетя Маруся. И снова говорила, говорила...
Удивительные это были рассказы. Завороженные, мы часами могли слушать истории о том, как жили, как росли, как боролись за свет и тепло цветы. Для меня самым интересным было то, что у цветов так же, как и у нас, были свои тайны, свои горести и свои радости.
"Ты это, Маруська, сказки-то свои брось. Нечего ребятне мозги пудрить всякими байками", - говаривал сосед Палыч, большой и толстый, с тугим как барабан животом, пухлыми белыми ручками и крохотными глазками, спрятавшимися за толстыми стеклами очков. Как сказал бы незабвенный Коська, у которого для всякого находилось прозвище, был Палыч ПУЗАК.
Цветы, как и все детское население большой в двадцать комнат коммуналки, тоже любили Марусю. И однажды Маруся проговорилась. Был, оказывается, между ею и ее зелеными детками тайный уговор - радовать и любить друг друга. Вот они вместе и старались как могли. Уговор тот так запал мне тогда в душу, что я упросила маму купить мне чайную розу в горшке. Розу купили в цветочном магазине на углу Садовой и Апраксина переулка. Принесли домой. Через две недели роза поникла, а потом и совсем скукожилась. Вся сморщилась, листики один за другим пожухли, стали вялыми, потом сухими и бурыми, а потом и вовсе опали. Роза умерла. Мама взяла горшок и выкинула, не спросив меня. Сказала, что хранить всякий хлам в нашей десятиметровой тесноте -непозволительная роскошь. Я плакала тогда навзрыд. Как же так, ведь умерло живое существо, а я с ним даже не простилась. И про себя своим детским сознанием решила, что я , наверное, плохо любила свою розу. Вот она и погибла. То детское потрясение было так велико, что до сих пор в моей квартире нет живых цветов. Если иногда и бывают, то только те, которые приносят гости или какой-нибудь очередной поклонник. Зато у меня есть искуственные. Слава богу, они ничуть не хуже настоящих, да и выглядят совсем как живые. Это я себя так иногда утешаю.
Фу, что-то мокрое, легко щелкнув, село прямо на самый кончик носа и вернуло ее в мокроту ранней осени. Было похоже, что дождик совсем прошел, и эта капля была как прощальный поцелуй.
По перрону вновь засновали люди, в просветах между куртками и плащами фигура тети Маруси время от времени высвечивалась темным узким пятном . После дождя она стала как будто выше. Ирина присмотрелась. Лица не было видно, только чуть-чуть нос и рука, которая все так же продолжала свое путешествие вниз-вверх-вперед и опять вниз. "Гули-гули..." . Голубей становилось все больше и больше. Казалось, уже весь перрон был заполнен живой сизой массой птиц. Люди, которых на перроне становилось все больше, раздраженно пробивались через голубиную толпу, таща за собой тележки и сумки и пиная голубей ногами, расчищали себе дорогу. Многие при этом грязно и с чувством ругались. Птицы с покорной готовностью раздавались в стороны, давая дорогу идущим, но как только человек проходил, так же быстро заполняли образовавшиеся в сизо-голубом птичьем море бреши.
Просветов уже и совсем не стало. Голуби плотным кольцом окружили высокую старушечью фигуру. Теперь люди уже обходили огромное море птиц стороной.
Дождь совсем прошел.. А вскоре и светлые пятна солнца легли на серое полотно перрона. Тетя Маруся стояла все там же, так же одиноко и высоко, и ее рука совершала все то же движение, словно по раз и навсегда установленному маршруту.
Теперь, когда стало светлее, ее можно было разглядеть лучше. Старую заношенную шерстяную кофту - похоже что с чужого плеча - то тут, то там украшали грязно-бело-синие квадратики и прямоугольнички штопки. Обшлага рукавов бахромели старыми нитками. Длинная темная юбка, которая при первом взгляде показадась сатиновой, была из плотного темного сукна. Впрочем, и оно было выцветшим, белесым, в мелких катышках, как будто разбросанных по всей длине полотна. Юбка доходила до самой земли и ее грязный подол окунался в образовавшуюся после дождика грязную лужицу.. Из-под юбки выглядывал черный от слипшейся грязи носок.
"Все, хватит", подумала Ирина, делая шаг вперед. - Подойду и скажу: " Здравствуй, тетя Маруся. Это я, Ирина. Помните? Из двадцать третьей квартиры. Обниму и поцелую и возьму с собой. Может, ей жить негде. Все равно я одна в своей трехкомнатной".
Уже шагнув вперед и внимательнее посмотрев на старуху, Ирина увидела, что та смотрит прямо на нее невидящими глазами. Они слезились, подслеповато щурились, и как она ни пыталась разглядеть в них знакомую с детства смешинку, так и не могла. Только знакомый омут по-прежнему жил в них. Даже как будто стал еще чернее и глубже. Ирина почувствовала, как тревожно защемило сердце.
Голуби тоже, похоже, заволновались, задвигались. "Ну и славно, ну и хорошо, - она с облегчением вздохнула при мысли о том, что ей не придется их отпихивать и пробиваться к тете Марусе через живое и необъятное голубиное море. Вдруг старуха быстрым, едва заметным движением приподняла юбку, и Ирину словно окатило едким запахом грязного белья и давно не мытого тела. Мелькнули голые ноги. Худые как жерди, они, казалось, были воткнуты в огромные ботинки. Что-то светло-серое и большое выкатилось прямо из-под этих ног и, как ей показалось, прыгнуло прямо на нее. Она отшатнулась. И тотчас же голубиное море устремилось вверх, превратившись в сплошную темно-сизую воркующую тучу.
На перроне прямо перед Ириной сидел большой серый кот. Вокруг валялись сизо-серые перья - свидетельства неудавшейся охоты. И все же, несмотря на поражение, кот выглядел вполне довольным. Ирина вдруг почувствовала, что кошачьи глаза вцепились в нее. В темном омуте кошачьих зрачков она неожиданно увидела маленькую смешинку, такую же как у прежней тети Маруси.
Она шагнула вперед, и кот вдруг угрожающе изогнулся. Большой серо-белый хвост распушился и поднялся трубой. Кошачьи зрачки потемнели. Он угрожающе вытянул лапы, да так, что стали видны длинные и острые когти, словно уже готовые вот-вот вцепиться в нее.
Ирина посмотрела на старуху, потом на кота. Невидящие старухины глаза как и раньше были устремлены на нее. В глубине кошачьих глаз жила своей жизнью такая знакомая ей смешинка. Какое-то время Ирина смотрела то на кота, то на старуху, а потом повернулась и пошла прочь.
За спиной опять раздалось прежнее "гули-гули-гули...".
Вам необходимо авторизоваться, чтобы наш ИИ начал советовать подходящие произведения, которые обязательно вам понравятся.
Льет дождь. В норе крысиной сухо и тепло.
От беготни всегдашней отошла мамаша.
Солому стелет и волос чернявый клок,
И нет заботы восхитительней и краше.
Детишки спят, напившись молока. Теперь
Их не разбудит даже гром, вовсю гремящий.
Не избежать в судьбе безжалостных потерь,
И что их завтра ждет, кто счастье в ней обрящет?...
В среду у ребят был урок секса, на котором Виталик снова занимался отдельно от Алексея и Олега. Темой этого урока была групповушка. Влад, как обычно, объяснял вначале основные понятия темы урока.
- Все участники групповушки должны быть согласны на участие в таком мероприятии, тогда оно будет в удовольствие всем. Если кто-то один не согласен, или не хочет, то может испортить всем настроение. Я не говорю о намеренном насилии девушки без ее ведома - этому мы не учим. Главное правило - всем должно быть в удо...
Строился ведь только город, молодые мастера.
Институты и заводы. поднималася страна.
Академику бывало мог и руку ты пожать.
Работяг те не чурались, мог и пива заказать.
Много разного народа, я историю расскажу.
Это было когда гордо, мог сказать.
СТРАНЕ СЛУЖУ.
Лето вечер и пивнушка....
Привет читатель.
Ты наверняка интересуешься рейтингами и хит-парадами...
Специально для тебя мы провели эксперемент, дабы узнать каким образом те или иные авторы добиваются верхних строчек чарта прозыру. Мы поинтересовались у нескольких авторов их ценным опытом и воспользовавшись предоставленными ссылками, скачали специальные программы....
Глава первая она же последняя.
-Ты спятил! Ты псих, Том! Отпусти меня, мать твою! - Поттер орал на весь замок, отчаянно отбрыкиваясь всеми конечностями. Весьма удачно отбрыкиваясь, надо сказать, бывший Темный Лорд сверкал по-прежнему красными глазищами и потирал правый бок.
Риддл взмахнул палочкой и веревки, опутывающие молодого героя с головы до ног, затянулись с такой силой, что послышался явственный хруст костей и писк придушенного Поттера....
Комментариев пока нет - добавьте первый!
Добавить новый комментарий