Заголовок
Текст сообщения
Небо и море, горы и деревья, погодные явления и времена
года занимают значительное место в поэзии Льва Аксельруда,
кого, однако, мы не стали бы называть пейзажистом или певцом
природы, ибо она как таковая вовсе не является темой его
стихов. Поэтический эквивалент снежной вершины и прибоя,
весны и осени, грозы и листопада – это прежде всего образный
проводник авторских мыслей и чувств, имеющих отношение ко
всему широкому спектру бытия, что убедительно подтверждается
пятистрочиями поэта, которые в своем подавляющем большинстве
представляют собой метафорически поданную философскую лирику
с ее умным сердцем и с ее умом, обретшим сердечность.
Я – мысль твоя, поэт. Прошу тебя
придать мне образ моря, или, неба,
иль непокорных гор. Прикрой меня.
Ранимая – вся в шрамах – не могу
нагой являться людям...
1975
В поэзии Льва Аксельруда, кроме всего, явно ощущается и
драматургическое начало. Нет, мы не говорим о его
пространных произведениях, написанных открыто в форме
диалога – таких, как «Вельможа», «Приговор», «Столица»,
«Тараканы», «Слово и правда», а также большая драматическая
поэма о Николае Лобачевском. Мы также не говорим о стихотво-
рениях Льва Аксельруда с развернутым сюжетом, в которых
замечательно воссозданы трагические события и образы («Гайдн.
Прощальная симфония», «Мать», «Баллада об упорстве»,
«Пискарёвское»). Драматическое напряжение, внутренний спор
присутствуют во многих сугубо лирических стихах поэта.
В том числе и в миниатюрах.
При чтении четырехтомника, где налицо одухотворенная
зрелищность образов, постепенно складывается впечатление,
что пред тобой грандиозный, невиданный доселе театр – тот
«живой параллельный мир», каковым, в сущности, и является
подлинное искусство. И обитают в подобном мире перебывавшие
во множестве ипостасей те или иные объекты природы, в том
числе горы: «Горб за горбом – бредёт хребет Тянь-Шаня,//
навьюченный тюками облаков».
«А я тоже с юга, где казаном // дымится зимой Иссык-Куль, //
где, сгорбясь, на мягкой кошме снегов // аксакалами горы сидят».
О череде гор, следующих друг за другом, словно строфа за
строфой: «Эпос каменный, вечностью созданный»
О заснеженных горах во весь горизонт: «Белозубая улыбка планеты».
И еще о них же: «He в горы ль, в эти пики-небоскрёбы, //
перерастает наш микрорайон? // У города, похоже, свой Манхэттен».
Облакам над степями живётся не сладко.
На кого опереться, главу преклоня?
Может, степь – это стартовая площадка
гор великих, что в небо зовут и меня.
Словно степь, всё живу в ожидании гор.
1974
Вулкан безымянный, который считался потухшим,
сегодня вспылил и впервые с горячностью юной
всё высказал, что на душе наболело,
небу прямо в лицо. В этот день и обрёл он
громогласное имя своё.
1974
Перефразируя мощную метафору Льва Аксельруда «гор
каменные гроздья», хотим заметить, что процитированное выше –
лишь горсточка из полновесной грозди строк его о горах. Нам
и далее придется довольствоваться подобным минимумом, говоря
о метафорической многозначности других образов природы.
Вот какие изменения, подобные ролям, претерпевает море в
стихах поэта: «Многократно движенье прибоя к земле, // словно
это людьми, что заполнили берег, // вызывается море на бис».
«Старый боцман, на пенсии сидя, // даже здесь, далеко от воды,
// частью моря себя ощущает.// По тельняшке его, белея, //
чередою идут валы».
Про те же валы, идущие от горизонта: «Как будто во всю
благозвучную ширь // взволнованно дышит мехов разворот. //
Послушаем море».
0 северной стуже: «И тут зима сморозила такое, // что бухта
сразу так и обмерла – // до вешних дней ушла в медвежью спячку».
Или такое удивительное по лиризму, чувству природы,
образности стихотворение юного, двадцатилетнего мастера,
которое было написано полвека назад и до сего дня нисколько
не устарело. Уверены, что этому шедевру суждена долгая жизнь.
Я И МОРЕ
Лежишь предо мною, одно из морей,
по-своему мир этот чувствуя.
Я льщу себя мыслью: созвучна моей
полуночно-лунная грусть твоя.
Прибоем своим ты опять и опять
о чём порываешься мне рассказать?
О чём же сказать тебе хочется?
Как будто опомнившись – вдруг не пойму,
уходишь в себя, отступаешь во тьму,
в большое своё одиночество.
1954
Не менее интересны у Льва Аксельруда образные метаморфозы
деревьев: «Над чернотой омытого асфальта // желтеют минареты
тополей». *0 березе: подобно России самой, она «стояла у
здания военкомата, // и лист её каждый под небом тревожным //
казался повесткой защитного цвета // в прожилках солдатских
дорог». * О дубе, феномене среди деревьев: «Как цельная
натура, не желая // размениваться в пору листопада,// он полное
своё собранье листьев // проносит сквозь морозы и снега».
* О колодце, что показался «формой для отливки» изящных
кипарисов: «... Вот они, // застывшие, вокруг него стоят – //
так, словно бы сработаны сегодня». *И снова – о тополе и березе:
Уйду – и обернётся обелиском
пирамидальный тополь, мной взращённый.
И вы поймёте: этот пух весенний –
моя неумирающая нежность
к живому миру, что оставил я.
1976
До утра у хирурга светилось окно.
До утра, прожигая холодные тучи,
в небе месяц горел, как бессонный вопрос.
Став бледнее ещё, у больницы стоит
облетевшая за ночь берёза.
1980
Всё мимо, мимо – облака плавучие.
Солончаковой белизной ствола
над тёмным островком воды светясь,
стоит берёза посреди степи.
Лишь тополь рядом – смуглокож, как Пятница.
1974
Известное тютчевское утверждение о том, что природа
«не слепок, не бездушный лик», вполне могло бы послужить
эпиграфом, например, к следующей миниатюре Льва Аксельруда:
«Печален этот снег предновогодний, // как будто в пух и прах
превращены // изорванные в клочья письма, письма... // Природа
тоже, видимо, не прочь // и боль, и стыд оставить за чертою».
Живыми назвали бы мы и такие картинки поэта: «Бор мнится
многоногим табуном // в попонах снега. Кое от кого // остались,
впрочем, только пни-копыта».
«Урчанье вскормлённого снегом ручья. // Блаженно потягиваясь,
дорога // под солнышком спину свою выгибает». * «Снег с надеждой
глядит в небеса: // подкрепления свежего ждёт он». * О межгорной
долине: «Ты похожа на руки, что сложены ковшиком // и протянуты
жадно к дождю». Или:
Перед входом в парк весенний ждёт кого-то липка.
Видимо, ещё ни разу в парке не бывала.
У неё цветущий возраст. Вся поёт, как улей.
Хорошо б со стройным вязом постоять в аллее!
В воздухе медовый запах первой-первой грусти.
1974
Совмещающие в себе родниковую простоту, целомудренность
чувства и будто продиктованную каким-то абсолютным слухом
психологическую точность сравнения, эпитетов, деталей, эти
стихи рождают в нас иллюзию того, что в липку вселилась душа
юной девушки. Короче говоря, липка тут – больше чем липка.
Как следует из всех остальных цитат, растение у Л. Аксельруда
больше - чем растение, море больше - чем море, горы больше -
чем горы. Ибо в его вселенной за каждым предметом, за каждым
явлением природы стоит оживляющая их, дарящая им частичку
себя личность поэта, нередко брезжит эпоха сама, что отличает
его от множества других авторов, в чьих стихах море – всего
лишь большая вода, а горы – всего лишь каменные громады.
Эта особенность образной системы Л. Аксельруда чаще всего
реализуется через двойственный характер его тропов с их
расширительным, объёмным значением. Так, слова «цветущий
возраст» из стихотворения о липке могут в одинаковой мере
относиться и к растению, и к молодому человеку. Так,
выражение «и мокрого местечка не осталось» применимо и к
недавно живому существу, и к бассейну.
Так, бывшие завсегдатаи партсъездов в ладоши «прохлопали»
и одновременно прозевали свою единственную жизнь. Так,
стихотворение «Павлодар», поэту Павлу Васильеву посвященное,
полностью опирается на такие двуединые тропы. Перечень
подобных примеров можно продолжать и продолжать.
===========================================================
КОНЕЦ СТАТЬИ ВОСЬМОЙ, которая соответствует восьмой главе
послесловия «Лирическая энциклопедия века» к четырехтомному
Собранию сочинений поэта Льва Аксельруда.
Авторы послесловия – Наталья Ивановская и Иннокентий Ермаков
при участии выдающегося русского ученого, культуролога,
литературоведа, поэта, переводчика,
академика Сергея Сергеевича Аверинцева (1937 – 2004).
Вам необходимо авторизоваться, чтобы наш ИИ начал советовать подходящие произведения, которые обязательно вам понравятся.
Мне в мои 70 лет должны сниться леса, поля и овсяная каша, но мне снится другое.
Вот я иду в магазин и мне ни до кого - никто мне уже не интересен и я не обращаю ни на кого внимания, но мне преграждают дорогу 3 девочки протуберантного возраста - они взялись за руки и не дают мне пройти.
- Девочки - пустите меня. Я иду в магазин за хлебом....
Когда я выйду замуж? Этот вопрос мучает не одну девушку, особенно если ей уже за... .... муж давно пора.
Типа, время пришло. Часики тикают, подружки уже и поразводиться успели, а она всё еще на выданьи.
Хочу сразу огорчить тех, кто думает, что на этот вопрос есть однозначный ответ.
Жизнь вообще штука непредсказуемая и однозначных ответов никому не даёт....
А в выходные дни мы с ребятами собрались идти на вечеринку к знакомым на дачу. У всех были девушки, а у меня нет. Я пришел к тете. Ирина мне нужна твоя помощь, ты можешь пойти со мной в качестве моей девушки. Я же твоя должница сказала она. Я буду готова. В субботу я заехал за ней. Она вышла в мини юбке, топике, каблучки. Она была просто супер. Мы приехали на дачу, отдыхали там весь день. К вечеру вся компания была на веселее. Один мой товарищ стал нет нет подкалывать меня, что я не знаю, что делать с такой...
читать целикомПриветик! Мне приснился коротенький эротический сон… Мы с тобой едем куда-то на поезде. Купейный вагон, кроме нас с тобой, в купе, ещё две женщины. Одна на верхней полке повернувшись лицом к стенке, толи спит, толи дремлет. Другая, на верхней полке над нами, что-то читает. По радио идёт трансляция какого-то концерта. Мы сидим у столика возле окна....
читать целиком "... мне страстно захотелось скинуть сегодня все маски и утонуть в любви, радости и разврате".
Ринат Валиуллин
"Где валяются поцелуи"
О, эта страсть изголодавшегося... хочется волком выть на луну - возьми меня, возьми... я нежно поцеловала трепещущую жилку на твоей шее... невидимые чары околдовывают тебя... неукротимый, голодный огонь в глазах, который я разожгла... я чертовски соблазнительна для тебя! Я это чувствую. Я так старалась... тщате...
Комментариев пока нет - добавьте первый!
Добавить новый комментарий