Заголовок
Текст сообщения
Жан де Лабрюйер (род. 10 мая 1696г.)
Был воспитателем герцога Бурбонского, внука Конде, при дворе которого сохранил место и после женитьбы своего ученика. Жизнь среди придворного блеска давала Лабрюйеру возможность наблюдать развитие человеческих страстей, возбуждаемых погоней за земными благами, честолюбием, интригами, близостью к «великим мира сего». Этими наблюдениями Лабрюйер воспользовался для литературных целей, но в жизни он держался вдали от людей, среди которых принужден был вращаться, и сильно страдал от своего зависимого положения в доме Конде. Научившись отказываться от всего и сдерживать свои чувства и порывы, он находил удовольствие лишь в чтении и работе. Свой жизненный опыт он облекал в форму размышлений, эпиграмм, кратких портретов. Так составилась, мало-помалу, обширная книга, издать которую он предложил, как бы шутя, своему приятелю, книгопродавцу Мишалле. Последний рискнул на издание и заработал на нем 300000 фр. Первое издание книги Лабрюйера вышло в 1687 г., под скромным заглавием: «Les Caract; res de Th; ophraste, traduits du grec, avec les Caract; res ou les Moeurs de ce si; cle»; успех книги был громадный, и ободренный этим автор прибавлял к каждому новому изданию новые размышления и новые портреты. В 1694 г. вышло 8-е, окончательное издание, в которое включена была речь Лабрюйера во французской академии, членом которой он избран был в 1693 г.
Человек, свободный, холостой и к тому же не глупый может занять более высокое положение, чем ему было предназначено по праву рождения, войти в светское общество и стать на равную ногу с самыми именитыми людьми. Куда труднее сделать это женатому: брак словно вводит людей в назначенные им рамки.
***
Мнение мужчин о достоинствах какой-нию3удь женщины редко совпадает с мнением женщин: их интересы слишком различны. Те милые повадки, те бесчисленные ужимки, которые так нравятся мужчинам и зажигают в них страсть, отталкивают женщин, рождая в них неприязнь и отвращение.
***
Молодые женщины не всегда понимают, как чарует приятная внешность, дарованная судьбой, и как полезно было бы им не разрушать этого очарования. Они портят столь редкостный и хрупкий дар природы жеманством и подражанием дурным образцам. У них все заемное - даже голос, даже походка. Они усваивают то, что им не свойственно, проверяя в зеркале, насколько они не похожи на самих себя, и затрачивают немало труда, чтобы казаться менее привлекательными.
***
... Подобно тому, как рыбу надо мерить, не принимая в расчет головы и хвоста, так и женщин надо разглядывать, не обращая внимания на их прическу и башмаки.
***
Если женщины хотят нравиться лишь самим себе и быть очаровательными в собственных глазах, они, несомненно, должны прихорашиваться , наряжаться и выбирать украшения, следуя собственному вкусу и прихотям. Но если они желают нравиться мужчинам, если красятся и белятся ради них, то да будет им известно, что, по мнению всех или, по крайней мере, многих мужчин, с которыми я разговаривал, белила и румяна портят и уродуют женщин; что одни только румяна уже старят их и делают неузнаваемыми; что нам неприятно видеть их накрашенные лица, их вставные зубы и челюсти; ЧТО МЫ решительно осуждаем их старание обезобразить себя и что, наконец, Бог не только не покарает нас за нашу суровость, но, напротив, благословит, ибо это единственное верное средство излечить женщин.
. ***
Если женщина ждет возлюбленного, она наряжается к его приходу, но если он нагрянет внезапно, она забывает о своей внешности и не думает о том, как она выглядит. Другое дело, когда к ней приходят люди, ей безразличные: тут она помнит о малейшей небрежности в своем уборе, сразу же начинает прихорашиваться или исчезает на минутку, чтобы вскоре появиться в полном блеске.
***
На свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.
***
Ничто не доставляет такого наслаждения, как общество прекрасной женщины, наделенной свойствами благородного мужчины, ибо она соединяет в себе достоинство обоих полов.
***
Чем больше милостей женщина дарит мужчине, тем сильнее она любит его и тем меньше любит ее он.
***
Если женщина перестает любить мужчину, она забывает все - даже милости, которыми его одаривала.
***
Женщина, у которой один любовник, считает себя порядочной, у которой несколько любовников, - что она всего лишь кокетка.
***
Кокетство в женщине отчасти оправдывается, если она сладострастна. Напротив, мужчина, который любит кокетничать, хуже чем просто распутник. Мужчина-кокетка и женщина-сладострастница вполне стоят друг друга.
***
Сладострастная женщина хочет, чтобы ее любили; кокетке достаточно нравиться и слыть красивой. Одна стремится вступить в связь с мужчиной, другая - казаться ему привлекательной. Первая переходит от одной связи к другой, вторая заводит несколько интрижек сразу. Однрой владеет страсть и жажда наслаждений, другой - тщеславие и легкомыслие. Сладострастие - это изъян сердца или, может быть, натуры; кокетство - порок души. Сладострастница внушает страх, кокетка - ненависть. Если оба эти свойства объединяются в одной женщине, получается характер, наигнуснейший из возможных.
***
Вероломство - это ложь, в которой принимает участие, так сказать, все существо женщины; это умение ввести в обман поступком или словом, а подчас - обещаниями и клятвами, которые так же легко дать, как и нарушить.
***
Если женщина неверна и это известно тому, кому она изменяет, она неверна = и только; но если он ничего не знает - она вероломна.
***
Женское вероломство полезно уже тем, что помогает мужчине избавиться от ревности.
***
Иные женщины поддерживают изо дня в день две любовные связи, которые столь же трудно сохранить, как и порвать: одной из этих связей недостает брачного свидетельства, другой - любви.
***
Судя по красоте этой женщины, ее молодости, гордости и разборчивости, она моежт отдать сердцу только герою; но выбор ее уже сделан: она любит презренного негодяя, который к тому же еще и глуп.
***
Некоторые женщины более чем зрелых лет то ли по неодолимой потребности, то ли по дурной наклонности легко становятся добычей молодых людей, находящихся в стесненных обстоятельствах. Не знаю, кто больше достоин жалости и презрения - немолодые женщины, которые нуждаются в юнцах, или юнцы, которые нуждаются в старухах.
***
Столичный житель для провинциалки - то же, что для столичной жительницы - мужчина из высоких сфер.
***
Если мужчина тщеславен и нескромен, любит краснобайство и плоские шутки, всегда доволен собой и презирает окружающих, назойлив, чванлив, развращен душой, лишен порядочности, чести и здравого смысла и если вдобавок он красив собой и хорошо сложен, - считайте, что он обладает всеми качествами, способными вскружить головы очень многим женщинам.
***
Я знавал женщин, которые старались скрыть свое легкомысленное поведение под личиной скромности. Этим постоянным и слишком явным для всех притворством они добились только того, что о них стали говорить:"С виду они благонравны, в сущности - шлюхи".
***
Чопорная женщина думает о своих словах и осанке, благонравная - о своем поведении. Та повинуется голосу предрассудков и причуд, эта - голосу разума и сердца; одна всегда строга и непреклонна, другая ведет себя так, как того требуют обстоятельства; первая под напускной безупречностью таит множество пороков, вторая так проста и естественна, что богатство ее души открыто каждому. Чопорность стесняет ум и не только не скрывает возраста и изъянов внешности, но подчас наводит на мысль о них; напротив того, благонравие искупает телесные недостатки, очищает ум, делает молодость еще прелестней, а красоту - еще соблазнительней.
***
... На ученую женщину мы смотрим как на драгоценную шпагу: она тщательно отделана, искусно отполирована, покрыты тонкой гравировкой. Это стенное украшение показывают знатокам, но его не берут с собой ни на войнй, ни на охоту, ибо оно так же не годится в дело, как манежная лошадь, даже отлично выезженная.
***
Я знаю женщин, которые друзьям предпочитают деньги, а деньгам - любовников.
***
Как ни странно, на свете существуют женщины, которых любовь к мужчинам волнует меньше, чем другие страсти, - я имею в виду честолюбие и страсть к карточной игре. Мужчины сразу становятся целомудренными в присутствии таких женщин, ибо женского в них только одежда.
***
Женщины склонны к крайностям: они или намного хуже, или намного лучше мужчин.
***
У большинства женщин нет принципов; они повинуются голосу сердца, и поведение их во всем зависит от мужчин, которых они любят.
***
Женщины умеют любить сильнее, нежели большинство мужчин, но мужчины более способны к истинной дружбе.
***
Женщины не любят друг друга, и причина этой нелюбви - мужчина.
***
Передразнивать опасно. Она сама уже почти старуха, но тщится показать, как смешна некая молодая женщина, и сама при этом становится такой безобразной, что наводит страх. Она отвратительна со своими гримасами и кривляньем, И, чтобы смягчить впечатление от уродства, так и хочется взглянуть на ту, над которой она потешается.
***
Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую.
***
Как бы сильно не любила молодая женщина, она начинает любить еще сильнее, когда к ее чувству примешивается своекорыстие и честолюбие.
***
Сколько свете девушек, которым их незаурядная красота не дала ничего, кроме надежды на незаурядное богатство.
***
Красивые девушки, которые дурно обращались со своими поклонниками, не остаются безнаказанными: обычно им мстят уродливые, или старые, или недостойные мужья.
***
Женщина признает достоинства и привлекательность лишь за тем мужчиной, который производит на нее впечатление; она почти всегда отрицает за ним и то, и другое, если он ей не нравится.
***
Если мужчину мучит вопрос, не изменился ли он, не начал ли стареть, ему следует заглянуть в глаза молодой женщине и обратить внимание на то, как она с ним разговаривает: он сразу поймет то, что так боится узнать. Суровый урок!
***
Когда женщина не спускает глаз с мужчины или, наоборот, все время отводит их от него, почему- то все сразу понимают, что этго значит.
***
Женщины с легкостью лгут, говоря о своих чувствах, а мужчины с его большей легкостью говорят правду.
***
Нередки случаи, когда женщина изо всех сил скрывает страсть к мужчине, в то время, как он так же прилежно может разыграть любовь, которой вовсе не чувствует.
***
Подчас мужчина старается зажечь страсть в женщине, совершенно ему безразличной. Спрашивается, не проще ли обратить внимание на ту, которая его любит, чем тратить время на ту, которая к нему равнодушна.
***
Мужчине легко обмануть женщину притворными клятвами, если только он не таит в душе истинной любви к другой.
***
Если женщина ленива, ее могут исцелить от этого порока тщеславие и любовь.
***
Когда деятельная женщина становится ленивой, это признак того, что она полюбила.
***
Мужчина громко негодует на женщину, которая его разлюбила, - и быстро утешается; женщина не столь бурно выражает свои чувства, когда ее покидают, но долго остается безутешной.
***
Я не понимаю, как это муж дающий волю дурному расположению духа и дурным склонностям, муж, который не только не скрывает своих недостатков, но даже хвалится ими, который скуп, неопрятен, резок, неучтив, холоден и угрюм, как это он надеется защитить свердце своей молодой жены от натиска ловкого поклонника, который щедр, хорошо одет, снисходителен, заботлив, настойчив и осыпает ее лестью и подарками.
***
Я знаю женщину, которая до такой степени пренебрегает своим мужем и умалчивает о его существовании, что в обществе о нем даже не поминают. Жив ли он? Никто не имеет об этом никакого понятия. В своей семье он являет собой образец робкой, безропотной, рабской покорности...
***
Как мало на свете таких безупречных женщин, которые хотя бы раз на дню не давали своим мужьям повода пожалеть о том, что они женаты, и позавидовать холостякам.
***
Неужели нельзя изобрести средство, которое бы заставило женщин любить своих мужей?
***
Женщина, которую все считают холодной, просто еще не встретила человека, который пробудил бы в ней любовь.
Продолжение следует
Вам необходимо авторизоваться, чтобы наш ИИ начал советовать подходящие произведения, которые обязательно вам понравятся.
Комментариев пока нет - добавьте первый!
Добавить новый комментарий