Заголовок
Текст сообщения
Генеральная совоокупность признаков понятий
"Человек" и "Духовность". Когнитивный
(познавательный) ценностно-мотивационный
комплекс.
Таким образом, нами показано, что понятие "Духовность" и понятие "Человек" есть понятия системные, а, следовательно, согласно схематике Общей теории систем Урманцева Ю. А. (ОТСУ):
А). Состоящие из совоокупности элементов.
В данном случае некоторых основных существенных свойств, качеств, способностей. Как-то:
-способности к критическому рефлективному
познанию;
-способности к творческой результативной
дееспособности;
-способности отвечать за свою свободу и свои
действия.
Б). Состоящие не просто из элементов, а элементов,
находящихся друг с другом в определенных связях и
взаимодействиях.
В данном рассмотрении: и по горизонтали (по пластам), и по вертикале (между соответствующими коррелирующими элементами пластов).
Именно генеральная совоокупность таковых элементов и их взаимосвязей может давать определенное понятийное представление о любом объекте (по Ю. А. Урманцеву - "объект-системе"), как материальном; так и идеальном; материально-идеальном (идеально-материальном); пустом (четыре типа возможной объективной реальности по Урманцеву Ю. А.).
Вот почему определение понятий "Человек", "Духовность" через акцент на отдельные составляющие данной "объект-системы", а тем более через их отдельные свойства (качества), как в "онто", - так и в филогенетическом плане не правомерны.
В). Состоящие из элементов не просто связанных
друг с другом и взаимодействующих, а связанным по
определенным Законам композиции, делающих эти
связи возможными, а систему целостной.
"Внутренняя вертикаль" о которой упоминалось, как о приобщенности личности к культурным смыслам и ценностям; как преобладание у личности высших ценностей, интересов, способностей и их культивирование, являющееся основой для развития главной способности - развивать все остальные способности. В конечном счете то, что определено какнд. филос. н. Трусовым Ю. П., как Когнитивный ценностно-мотивационный комплекс:
" 5. В единстве со знанием в процессе психосинтеза
формируется переживаемый ценностно-мотивационный
комплекс (ЦМК), точнее и полнее - когнитивно-
ценностно-мотивационный комплекс (КЦМК),
выявляющий психику как функциональную систему
управления деятельностью, поведением индивида.
КЦМК формируется на основе чувственно (по
гречески - эстетически в самом широком смысле
этого слова) эмоционально переживаемой оценки
мира, различающейся по валентности: положительной
(+), отрицательной (-), нейтральной (0) и
амбивалентной (+ и - одновременно). Переживание
положительной эмоции на фоне воспоминания об
эмоционально отрицательном состоянии мира
порождает страх; переживание отрицательной
эмоции, страдания при воспоминании о ранее
пережитом положительно оценивающемся состоянии
мира вселяет надежду. Так формируются образы
предпочитаемых и избегаемых состояний мира и
основная ось мотивации состояния "плохо" к
состояниям "хорошо", к поддержанию вторых и
предотвращению первых. Воспоминания о пережитом
удовольствии порождает стремление к повторению,
воспроизведению того состояния мира, в котором
это удовольствие было прережито. Это уже
простейшая фигура желания, хотения (с
отрицательным знаком, соответственно -
нехотения). В воображении могут создаваться и
создаются образы возможных предпочитаемых и
избегаемых состояний мира как уже переживавшихся,
так еще и не переживавшихся в личном опыте
индивида; так формируются разнообразные
соответствующие хотения - нехотения. Фигура
желания-нежелания, хотения-нехотения, не смотря
на постоянное присутствие её в жизни, как правило
упускается из виду и тщательно не исследуется
в психологии. К. Д Ушинский был едва ли не
единственным психологом, который тщательно
исследовал возникновение и функционирование
желаний и подчеркнул фундаментальную роль этой
фигуры в мотивации: "Хочется, нравится, не
хочется, не нравится - для нас последняя причина
всех наших сознательных действий" - писал он.
...
7. КЦМК математически может быть
охарактеризован текущей и интенциональной (тоже,
вообще говоря, меняющейся) поверхностью,
формирующейся текущими значениями оценочных
функций и их интенциалами (максимумами) в
параметрическом (в пределе - континуальном)
пространстве на основе идей В. М. Петрова (см.
"Ценностные аспекты науки и проблемы экологии",
М., Наука, 1981). В конечном счете мотивация
осуществляется на основе поредельных, высших
ценностей, предельных смыслов жизни. Эти ценности
и смыслы (и, соответственно, реализующие их
личности) могут выявляться и выявляются в
аспекте их социальной, экологической,
космической, эволюционной адекватности и/или
неадекватности, конфликтности. Л. А. Зеленов
выделяет три предельных ценности: Человек,
Власть, Богатство; В. Ф. Сержантов, вслед за
Э. Фромом и некоторыми другими авторами,
исследует основные типы социального характера
и их роль в историческом процессе (см. Мир
человека. - Нижний Новгород, 1993). Вспоминая
Г. Гегеля можно отметить предельные, высшие
ценности и смыслы произвола и свободы."
Ю. П. Трусов "Проблемы оснований и
конструкции знания", Выпуск 1, М.,
1995, с.43-45 (Статья "К основам
общей теории человека")
"Существуют ряд, местами весьма глубоких,
подходов и результатов выявления предельных.
высших ценностей и смыслов жизни, типологии
личности и этапов её становления и эволюции.
Но в целом этот комплекс вопросов систематически
научно еще мало разработан. Еще Г. Гегель
выявлял оппозицию свободы и произвола. В
рассматриваемом здесь самом крупном плане
можно выделить внутренние, социально,
экологически, эволюционно адекватные,
гармоничные, конструктивные и неадекватные,
конфликтогенные, деструктивные типы личности.
Целостная личность характеризуется гармоничным
и взаимосогласованным развитием на всех
отмеченных выше уровнях и только что указанной
адекватностью и конструктивностью, готовностью
и зрелостью для свободы."
Там же. С.26
* * * * *
"Представляя собой особую часть человеческой
жизни, духовность в значительной мере выпадает
из поля зрения ученых. Даже её внятной и
однозначной дефиниции до сих пор не существует,
а термин фактически монополизирован религией.
Представители гуманитарных наук, в компетенцию
которых входит данная сфера, называют различные
причины такого положения дел.
Поддерживая некоторые из этих доводов, я все-
таки хочу высказать свою точку зрения по этому
вопросу. Комплексное научное учение о человеке
не возможно без познания духовности. Конечно,
как объект исследования духовные феномены имеют
определенную специфику, однако, она не на
столько велика, чтобы вывести их за грань
научного исследования. Более того, опознание
духовного особенно нуждается в применении к нему
уже доказавших свою состоятельность принципов
научного поиска: объективности, системности,
рациональности, компаративности и др. Находясь
долгое время в зоне ненаучных подходов, феномен
духовности подвергся крайне упрощенным
интерпретациям. Фактически, когда речь заходит о
духовности, то сразу создается образ чего-то
исключительно высокого и идеального, каких-то
высших эманаций, то ли Божественных, то ли
Человеческих.
Её метафизическое (по сути, надуманное и не
соответствующее природе духовности)
противопоставление бездуховности как чему-то
абсолютно отрицательному, является основой как
религиозно-мистических, так и паронормальных
представлений. Главным направлением научной
экспансии в эту область проблем должно стать в
данном случае перманентное размывание
стереотипов догматического, некритического
мышления. Естественная многомерность и
многозначимость духовности позволяет увидеть в
ней не оторванный от реальности абстракт, а
земное явление, представляющее собой важный
атрибут человека и его мира. Прослеживая
качественные этапы его феноменологии, научная
теория в состоянии показать процесс развития
потенциала духовности от первых импульсов пред-
и бессознательного, проявляющегося в виде
раздражимости и чувствительности у простейших
организмов, до сложнейших нейрофизиологических
комплексов и психики у высших животных и,
наконец, научного, эстетического, морального,
правового, философского и экологического
сознания человека. Таким образом, в широком
смысле живая природа духовна. Бездуховны лишь
неживые объекты, хотя и они содержат в себе
возможность духовного. Человеческая духовность
сложна по своей структуре и амбивалентна,
символом её может служить ступенчатая вертикаль
ценностей-антиценностей. Духовное конкретно и
как таковое, "вообще" не существует.
Восхождение от низменных духовных страстей
(как не вспомнить здесь о духе зла и вражды,
ненависти и бесчеловечности, войны и геноцида,
терроризма и религиозного фанатизма) к
возвышенным духовным чувствам и есть процесс
личностного роста; совершенствования, расцвета
внутреннего мира. Обратный ход: сверху вниз, -
связан с деградацией, упадком личности.
Духовность, в научном понимании, выступает
одновременно как способ, средство и цель этой
борьбы человека с антигуманностью - за самого
себя, за полноценную жизнь на которую способно
достойно мыслящее и творящее существо, достойно
мыслящее и живущее человечество."
"Поругание разума". Экспансия шарлатанства
и паронормальных верований в Российскую
культуру начала ХХI века. Сборник.
"Научное познание духовности - путь
преодоления паранормальных верований".
А. А. Бирюкова, к. ф. н., зав кафедрой
философии и культурологии Новомоссковского
института РХТУ им. Д. И. Менделеева,
с.19-20
... В заключительной части еще раз остановимся на
религиозной трактовке понятия "Духовность". В христианском миропонимании духовность определяется свойствами души человеческой, которые обусловлены в свою очередь проявлением Божественного Духа. А поскольку Бог есть Истина, Путь, Жизнь, Разум, Любовь, Свет, Душа, Дух, - человек сотворенный по Образу и Подобию, должен быть, безусловно, в подобии,
наделен и всеми качествами характеризующими эти высшие понятия, то есть, наделен духовностью. "Стяжи в себе Свет и вокруг тебя спасутся тысячи", - призывает Сергей Радонежский. Понятно, что стяжание Света, одухотворение чувств, мысли и самой жизни не носит одномоментный, разовый характер, а является длительным и трудным процессом. Возможно этот процесс - суть жизни нашей человеческой, суть проявления и развития заложенных в нас скрытых способностей и возможностей, суть развития в Духе. Исследование и освоение существенных жизненных оснований, определяющих этот процесс на разных уровнях общественного сознания и бытия являются обязательным условием его оптиматизации.
В данной статье понятия "Духовность" рассмотрено с акцентами общебытийными в надежде не только на согласование различных подходов к его дефинированию, но, и, прежде всего, в желании оказать посильную помощь педагогам, родителям и детям нашим в выборе адекватных ориентиров-экзистенциалов и соответствующих форм деятельности по их освоению и реализации.
"Только та жизнь, которая одухотворена, является
подлинно ценной... Жизнь, которая проживается
исходя только из одного "я", как правило,
действует ухудшающе не только на самого данного
человека, но и на окружающих его людей. Полнота
жизни требует большего, чем просто "Я"; она
нуждается в духе, то есть в независимом и выше
стоящем комплексе, который, очевидно, является
единственным, кто способен вызвать к
жизненному проявлению все те духовные возможности,
которых не может достичь "Я"- сознание."
К. Г. Юнг "Проблемы души нашего
времени", М., Прогресс, 1992, с.29
На основе всего вышесказанного пологаем:
"ХОМО - САПИЕНС" - есть человек познающий, осознающий; свободный; ответственный; творчески трудящийся; способный к критическому анализу (рефлексии); сохраняющий свою индивидуальность независимо от внешних и внутренних изменений; способный к эмпатии и реализующий соответствующий когнитивный ценностно-мотивационный комплекс
"Для нас живой человек - это деятельный человек,
активная личность, творческая индивидуальность,
общественное (социальное) и природное
(космическое) существо."
Равиль Исхаков "Теория человека:
психобиокомпьютер. Развитие
психобиокомпьютерных способностей
в школе", Казань, "Отечество", 2005
"ДУХОВНОСТЬ" - это ответственная личностная свобода и дееспособность, возведенная до уровня творчества и эмпатии в процессе формирования и реализации высшего нравственного общечеловечески значимого познавательного ценностно-мотивационного комплекса.
Таким образом, сущностно, экзистенциально "Человек" и "Духовность" - суть понятия равнозначные. Человека столько, сколько он знает; человека столько, на сколько он готов быть свободным, критично отвечая за свои действия; человека столько, на сколько он способен жить за свой счет; разумно и творчески работать, формируя, развивая и совершенствуя соответствующий когнитивный ценностно-мотивационный комплекс. То есть, ЧЕЛОВЕКА столько, сколько в нем ДУХОВНОСТИ.
Правы, наверное Ожегов и Шведова, Урманцев Ю. А. и др. авторы. Чем сложнее феномен, тем многограннее его отражение. И дело не в противопоставлении определений, а в проработке свойств, качеств, функций, акцентов, планов, сторон, уровней явления при его дефинировании.
Вам необходимо авторизоваться, чтобы наш ИИ начал советовать подходящие произведения, которые обязательно вам понравятся.
Комментариев пока нет - добавьте первый!
Добавить новый комментарий