Заголовок
Текст сообщения
/ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛЕДОВАТЕЛЯ /
В больницу маленького эстонского городка экстренно доставляют пациента. Вряд ли этот заурядный факт мог бы стать предметом художественного исследования. Тысячи пациентов по стране попадают в больницу и не по каждому такому факту создаются художественные фильмы. Точнее, художественные полотна. Чем же особенным и выдающимся отличается данный пациент, если он заслужил быть героем художественного фильма? Предметом художественно – научного исследования. Психически неуравновешенный? Кого этим удивишь в этом безумном, безумном, безумном мире! Особенно в настоящее время. Тем, что попытался совершить самоубийство, перерезав вены? И это уже сегодня не ново. Или …
Но не будем больше гадать на кофейной гуще. Перейдём лучше к фактам. К художественным фактам. Что же послужило истинной причиной для мужчины свести счеты с жизнью? То, что отличает человека от мужчины. Не всегда два эти понятия -человек и мужчина- совпадают в половом смысле, хотя в лексическом смысле они являются синонимами. Именно данное «лингвистическо - половое противоречие» и легло в основу классического английского фильма «Леди Чаттерлей», а также эстонского фильма «Только для сумасшедших», с которого и начались данные художественные исследования. Если перевести на обыденный язык, то речь идет о мужском половом расстройстве, бессилии… Об этой интимной, можно сказать, не только и не столько медицинской проблеме сегодня открыто пестрят и трубят материалы СМИ, Интернета… Но это уже сегодня, а вы обратите внимание на дату выпуска фильма на экран. И картина пытается засвидетельствовать, что данная проблема выходит далеко за рамки чисто медицинской, врачебной… На это, что очень важно не только отметить, но и даже подчеркнуть, указывает и весьма своеобразный м е т о д лечения пациента в государственном медицинском учреждении, сопряженный с профессиональной этикой, с н р а в с т в е н н о й стороной дела. Официальная медицина к данному своеобразному методу лечения, который практикуется тем не менее негласно медицинской сестрой в стенах государственного лечебного учреждения, фактически не имеет никакого отношения. Она или пытается не замечать данной социальной проблемы, или просто закрывает на нее глаза. И все потому, что подобный странный подход к лечению пациента, который является исключением из общих правил медицины, улучшает в целом медицинскую статистическую отчетность. А это в конечном итоге – главное. Не нарушать статистику.
Именно уникальность и одновременно невероятная простота данного психо - физического метода лечения, а, главное - нравственно – общественная – его сторона и стала предметом научно - художественного исследования создателей фильма. Они смогли за частным рядовым фактом определить проблему социального и философского значения.
По – научному мужское половое бессилие именовали импотенцией. Сегодня в угоду з а п а д н о й политической /половой/ корректности в современной медицине и чтобы не дай бог нанести психологическую травму нежным мужчинам, принято использовать э в ф е м и з м, - эректильная дисфункция. В русском же «простом» народе / языке / по поводу такого западного научного медицинского р а з н о ч т е н и я / «лингвистического противоречия / «по- старому» и «по-новому стилю» говорят: хрен редьки не слаще.
И вот в ЭТУ-то самую страшную и отчаянную переломную минуту полового безумия психически неуравновешенному больному, находившемуся за чертой милосердия, на помощь приходит другой человек- медицинский - сестра милосердия. «Сестра милосердия» - второе название эстонского художественного фильма «Только для сумасшедших». И то, что у пациента «не получилось» до больницы с любовницей, вдруг, как по мановению волшебной палочки, легко, с первого раза, само собой, «получилось» с первой встречной женщиной. На что больше ЭТО похоже? На тупой / технический /секс, когда индивидуальность полового партнера, его духовная ментальность не имеют ровно никакого значения, ибо теряют всякую свою отличительную значимость, особенность, растворяясь в телесной оболочке. И уже оно – тело, а не душа становится сущностью, объектом, субстанцией, «визитной карточкой» анонимных половых взаимоотношений? Или для «матери- природы» все «дети» одинаковы? Равны перед Богом? И для нее социальный статут в половых отношениях не имеет никакого значения и не играет никакой роли? Таким образом, главный вопрос, поставленный социальной и цивилизованной действительностью искусству: почему все же с близкой –любимой- женщиной «не получилось», а с ближней – «получилось»? Следовательно, «возлюби ближнего своего»?..
Может быть, потому, что она годится ему в «матери» и у нее уже другой подход к половому партнеру из творческой профессии? Из богемы. Речь в фильме идет именно о пациенте из творческой жизни, с тонкой нервной системой, с уязвленным художественным воображением. Художника каждый может обидеть, ранить… О бедном художнике решили замолвить свое художественное слово авторы фильма. Не случайно же они параллельно показали эпизод с настоящей матерью и ее мертвым сыном, которого ни матери, ни медицине не удалось спасти. И она действительно сошла с ума от материнского горя. Не становится ли эта «параллель» символом материи божией и ее младенца?
Может, потому что она сестра милосердия? И оставить человека – пациента- за чертой милосердия выше ее сил, страданий – преступление? А может быть, просто сумасшедшая? Сумасбродка? Ненормальная? Фрик? Фрикадель? Не случайно же фильм так и называется «Только для сумасшедших». И тех, кто его посмотрит, просят всё же не повторять подобные «цирковые» трюки. Опасно для вашей личной жизни. Или все -таки чудачка? А может быть…Но ни на первый, ни на второй, ни на третий и ни на многие, многие другие закономерные вопросы авторы фильма, к большому сожалению, так и не ответили, / а, может, и не хотели /, оставив самое главное за скобками. За кадром. На размышление кинозрителей. Для них же и поставлен данный фильм. Данный вопрос. Им и отвечать на него.
Главную свою задачу они выполнили. Заострили внимание зрителей к нравственной стороне мужественного, даже экстремального, поступка сестры милосердия. Показали моральную оценку со стороны ближнего и дальнего окружения сестры милосердия, отношение общественного мнения. А в конце фильма логично подвели зрителя к непреложному выводу: сестра милосердия сама стала невольной жертвой своего же оригинального и нетрадиционного метода лечения. Допустимы ли подобные «простые народные методы лечения» в официальной медицине и официальном государственном лечебном учреждении? Естественно, ответ может быть только один и однозначный – нет! И на этом художественное исследование можно было бы закончить, тем более сами создатели фильма дали на этот вопрос тоже как бы однозначный - отрицательный ответ.
Но, как оказывается, не такой уж и однозначный, не такой уж и прямолинейный, иначе бы им вообще не было смысла браться за постановку данного очень проблемного и актуального фильма. В чем же состоит его истинная проблема? В мужской проблеме? В мужской силе? Точнее, в мужском бессилии, о котором можно сказать: у сильного всегда бессильный виноват… Не только! Она намного шире и глубже обозначенной в самом начале фильма проблеме. Она – об отношениях, точнее, сношениях не просто мужчины и женщины… «Он» и «Она». Вспомните известный фильм Н. Михалкова «Без свидетелей», фильм В. Фетина «Таёжный роман», рассказ Б Лавренёва «Сорок первый». Два основных и главных звена по имени «Он» и «Она», одно из которых слабое, в живой человеческой исторической цепи… Проблема - о сношениях двух полов и родов, двух противоположных миров, о двух противоречащих друг другу началах- женского и мужского-, истоки которых выходят далеко за пределы общества и общественной нравственности. О мужском и женском начале естественной и общественной природы человека, людей…живых существ… Создатели фильма по-сумасшедшему , в хорошем смысле слова, смело замахнулись на самую сложную и запретную, даже в искусстве, тему…Тему п о л о в о й жизни…Как известно, в Советском Союзе секса не было. Правда, только какого?
Чем половая жизнь обычно заканчивалась/начиналась/ в советских фильмах на обычную «производственную тему»? Главные герои после напряженных трудовых будней, пожелав друг другу «спокойной ночи, малыши…», чинно и мирно ложились в постель и выключали свет, предварительно почитав на сон грядущий книгу…и плотно зашторив окна… Создатели фильма впервые по -сумасшедшему смело пошли дальше… Не случайно же фильм так и называется - «только для сумасшедших». Они решили приоткрыть ночные шторы и подсмотреть, а что же …дальше? Не одними же тоннами, кубометрами, килограммами, метрами и литрами… жив человек.
А дальше…у одного из половых партнеров происходит самый банальный нервный эмоциональный срыв в интимных отношениях. Почему? Авторы опять оставляют ЭТО без ответа. На размышление думающим и проницательным зрителям? Но все-таки, кто виноват в ЭТОМ чрезвычайно тонком мире деликатнейших чувственных отношений, где с ломом и киркой, как бронзовый легендарный Павка Корчагин, ничего не сделаешь, ничего не изменишь и не поправишь? Кто виноват: сильный или бессильный пол? Профессиональный ответ на ЭТО должна дать, естественно, наука, в том числе и медицина. Но прежде всего –искусство! Но для ЭТОГО пациент должен совершить попытку суицида. И он ее совершает, но не по злой воле авторов фильма, а по жизненной логике событий и вещей.
А как же работа? Новый трудовой день? А как же выполнение и перевыполнение производственного плана и повышенных социалистических обязательств в честь…годовщины Октября? Но, оказывается, и для советского так называемого простого человека тоже есть проблемы гораздо важнее и «производственной темы», и «государственного плана», и «социалистических обязательств»…И даже… самой жизни человека, которая для него ровно ничего не значит, если… Если только он не биоробот, не киборг, не терминатор, не живая детопородная машина, которая даже ночью в постели с женой /любовницей/ занят только вопросами и проблемами материально-технического производства, выполнения и перевыполнения государственного плана и социалистических обязательств для того, чтобы догнать и перегнать Америку… И такая «производственная» жизнь только для сумасшедших, которым работа затмила все, и они превратились в рабов - трудоголиков! Полуживой придаток материального производства! Но не единой работой жив человек!
Одним из первых забил серьезную тревогу по ЭТОМУ поводу в кинонабат классик советского кино Ю. Райзман в фильме «Частная жизнь» с гениальным в главной роли М. А. Ульяновым. И у советского человека-мужчины и женщины есть право на семейную жизнь. Право на личную жизнь. Право на половую жизнь...
Ему вторит фильм –Сестра милосердия. Но ЭТА кинолента о другом роде сумасшедших, который составляют творчески одаренные личности с болезненным художественным воображением. Крайности сходятся в заштатной больнице маленького эстонского городишка, где современная официальная наука по имени – медицина тоже не в силах ничем помочь пациенту в тяжелом психическом состоянии, поскольку она тоже была пристегнута к промышленной колеснице по выполнению государственного плана по койко-местам. И до отдельного конкретного живого человека с его психическими проблемами и травмами, а уж тем более в интимной жизни, у нее руки не доходили. Да и какие там у железного «винтика» в советские времена могли быть психические проблемы и расстройства, да еще и в интимной жизни?! В Советском Союзе «секса» не было, хотя фильм «Школьный вальс» утверждает обратное! Блажь все это! Облако! Туман! Типичная антинаучная западная пропаганда, чуждая советскому образу жизни большевиков и отвлекающая их от решения великих исторических предначертаний на благо мира. Ястреб Голубю – не товарищ!
Поэтому подходить к фильму с привычными нам, бывшим советским людям, обыденными, обиходными и шаблонными мерками нельзя. От ЭТОГО прежде всего и предостерегают нас создатели фильма. Не случайно же они переводят стрелку киноповествования на библейский, религиозный уровень… христианское милосердие…за видимую на земле линию горизонта. Другими словами, за пределы дозволенного. Тем самым как бы свидетельствует: есть законы общества, а есть и Закон ... Поэтому и мы не должны уподобляться бытовым представлениям обыкновенных людей, окружающих сестру милосердия, и сразу навешивать на нее ярлыки типа «шлюха»…В таком случае полезнее для дела и искусства заняться каким – нибудь другим более простым и земным житейским делом.
А мы откроем толковый словарь С. И. Ожегова на слове «половой». Не будем касаться омонимов, хотя это тоже очень важно для более глубокого прочтения и понимания внутреннего содержания фильма, а сразу перейдем к значению слова - пол, которое определяет каждый из двух разрядов живых существ /мужчин и женщин, самцов и самок/. Мужской пол, женский пол. Прекрасный или слабый пол / о женщинах – в шутку/. Сильный пол / о мужчинах – в шутку/. Прилагательное – половой. Половые признаки. Половая жизнь. Половое воспитание. Половое различие, например,- простите- в бане или туалете…Половое влечение. Половой организм. Половой орган…
Как, например, авторы фильма подошли к половым признакам? С первых и до последних кадров они творят по –Маяковскому :
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Они тоже поэтически смело, по-сумасшедшему перемешав все в доме Облонских, смазали картину серых советских будней и вместо «сильного пола» -мужчин показали нам сильных, смелых, мужественных и решительных женщин. Даже в некотором роде –сумасшедших, сумасбродных. И не в шутку, а всерьез выставили напоказ в качестве «слабого пола», «кисейных барышень», «половых тряпок» – мужчин , точнее, мальчиков, взрослых детей, – обабившихся маменькиных сынков, которых как бы только что отняли от материнской груди и оторвали от маминого подола. «Юбошников», которые готовы уцепиться за первую попавшуюся юбку и больше не отпускать ее. И видят в каждой женщине старше себя – приемную маму, которая по –матерински ласково прижмет их к груди и трепетно погладит по волосам, а если потребуется, то и отдаст всю себя целиком, чтобы только «дитятко» не плакало, не мучалось, не страдало и не дай бог не погибло по своей детской наивной глупости и чьей – то оплошности.
Есть такое замечательное и емкое понятие, которое в определенной степени выражается словом - близость. Она может быть духовной, душевной, физической. У русских это слово используется и в качестве обозначения физической близости, которое часто заменяет двусмысленный синоним- «секс». Если слово «секс» в прямом значении обозначает только –пол, то русское слово «близость» определяет еще и разумную сторону подхода к половым отношениям, связанную и с социальной ответственностью, которую сформировала в своем историческом развитии человеческая цивилизация и о чем никогда не следует забывать, в том числе и сестрам милосердия. Это хорошо показал в своем романе «Воскресение» Л. Н. Толстой, когда постепенно, под влиянием жизненных и социальных обстоятельств, главный герой от безумной половой страсти, стихии, инстинкта переходит к разумным ее берегам. Не нашли их в своих половых сношениях Аксинья Астахова и Григорий Мелехов, что и привело ее в конечном итоге к трагической гибели. Как Анну Каренину. К слову сказать, русская классическая литература - психологии, в том числе в половых сношениях / в широком смысле слова /, уделяла значительно больше внимания не в пример советской литературе, а тем более нынешней литературе, которая сосредоточилась в основном на «тупом сексе».
Перед сложным жизненным выбором оказалась и леди Чаттерлей. Ее молодой муж после ранения в Первой мировой войне оказался несостоятельным в половой жизни И молодая жена в предлагаемых обстоятельствах была поставлена перед многотрудным выбором супружеского долга, чести и верности или полового чувства, особенно - материнского. Вечный и мучительный выбор женщиной добра или зла, греха или святости, мысли или чувства, преступления и наказания… Половой инстинкт, как бес, в конечном итоге все-таки подталкивает ее на половую связь с егерем, презрев все общественные великосветские условности, складывающиеся веками.
Именно половой инстинкт, а не эстетическое половое чувство. ЭТО убедительно подтверждают и кадры, когда они- Он и Она - наедине в лесу как бы пытаются вернуться обратно в лоно природы в качестве первородных людей: Адама и Евы. Об ЭТОМ же свидетельствует еще одна очень важная и характерная деталь, когда они не считают даже нужным раздеться при сношении, чтобы насладиться красотой, в том числе красотой тела. Им в порыве безумной животной страсти достаточно было обнажить лишь половые органы. Тем самым уподобляя себя домашним животным, диким зверям и первобытным людям, которым вообще нет нужды раздеваться для совокупления, случки, спаривания… Особенно ярко ЭТО демонстрирует и эпизод их половой связи под деревом. Еще можно как-то понять и оправдать егеря, поведение которого обуславливается низостью его социального происхождения, но в двусмысленном положении оказывается великосветская дама -мадам, которая сама первая безумно ломает все условные сословные перегородки под естественным напором нахлынувшего и захлестнувшего ее без остатка полового инстинкта, страсти, стихии… Вечного зова естества… материальной природы…Материнской природы…Физики…Физиологии…Да и понятно, как утверждает А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад», человек физиологически устроен плохо…
А что же тогда спрашивать с обыкновенной и простой народной советской медицинской сестры, не обремененной не только правилами хорошего тона великосветского общества, но и некоторыми нравственными социальными понятиями, профессиональной медицинской этикой… Свое «лечение» она должна была начать не с физической близости и уж тем более не ограничиваться только ею. Задача ее, как и авторов фильма, должна была состоять совсем в другом – в открытии эстетических отношений между полами, красоты – внутренней и внешней, которая и должна спасти мир. В частности, восхищения красотой женского и мужского тела. Не в примитивном физическом обладании им, для этого ума много не надо. Вспомните Грибоедова: «Иметь детей, кому ума недоставало! » Или слова простой советской проводницы из народа в фильме «Валентин и Валентина: «На это как раз ума и не надо…»
Так что, с одной стороны, название фильма как бы оправдывает подобные «медицинские» лечебные действия сестры милосердия – только для сумасшедших – в прямом и переносном смысле данного слова. Или «просто так»- как укорила ее дочь. Кстати, в фильме противопоставляется половая любовь дочери и христианская любовь матери. На молодежном сленге поступок медсестры – только для обезбашенных. А в сумасшедших домах / читай – дурдомах / о правилах приличия не говорят, как и в доме повешенного о веревке. Поэтому поступок медсестры в фильме больше всего напоминает не медицинские услуги, а половые услуги в публичном доме, но только на общественных началах из сострадания к пациенту, больному, психу… Кстати, слово «пациент» так дословно и переводится – страдающий. Потом и сама сострадающая сестра милосердия пострадала за то, что дала…страдающему…Оказавшись уже сама за чертой общественного милосердия…
Ее рискованный, бездумный и даже безумный, безрассудный поступок соответствующим образом дополняют и ее слова: «Получится – не получится…Хуже не будет. » То есть хуже того, что с ним уже «случилось» и по поводу чего его доставили в больницу, быть уже не может? Но откуда такая самоуверенность и самонадеянность? Только на интуиции? А если бы действительно, как утверждал сам пациент, - снова не «получилось бы»? И он оказался бы прав? Как бы тогда развивалась ситуация? А, главное, чем бы она закончилась? Трагическим исходом? Сестре милосердия было не до сентиментов и размышлений. Да и кто чересчур самонадеянной медсестре мог дать стопроцентную гарантию именно в таком положительном исходе дела, как он предполагала? Или в подобной медицине существуют страховые риски? И какую бы новую и еще более разрушительную и страшную психологическую травму нанесла бы она пациенту, которую он уже точно не смог бы пережить. Выдержать. Она вела себя в этой очень сложной психологической ситуации, по меньшей мере, слишком самонадеянно, если не сказать рискованно и даже глупо, если не преступно. Но авторы фильма другой сценарий развития событий тоже самоуверенно исключили. Тем самым они принижают в общем – то очень интересную и оригинальную идею фильма и еще больше упрощают своих главных героев, сводя их половую близость к животному состоянию. То есть к животному первобытному началу человека вместо того, чтобы возвысить его на вершину пьедестала этики, эстетики, искусства, социального начала…
Рита по своей женской и материнской самоуверенности, интуитивно, на основании только уже имевшего опыта с другими пациентами, просто дает лишь еще одну возможность, новую очередную попытку, шанс молодому человеку самоутвердиться в ее лице в своем мужском начале, в своем мужском превосходстве над женщиной. Грубо злоупотребляя при ЭТОМ, своим служебным положением медсестры, профессиональной медицинской этикой, по сути дела воспользовавшись беспомощным и безысходным состоянием пациента. Но она же не просто женщина, жена и мать! Не просто сестра милосердия! Она - медицинская сестра! Она - медицинский работник! П р о ф е с с и о н а л! И должна была показать и доказать свою профессиональную состоятельность в нетрадиционном способе лечения половых срывов. Тем более она делала это уже не первый раз и не первый раз добивалась положительных результатов в подобном «лечении»… Половом лечении полового расстройства…Может быть, к этому именно у нее был природный дар, скорее, даже не медсестры, а… женщины… жены… матери…любовницы…более опытного в практическом плане полового партнера…Нигде же не учат теории и практике половой жизни! Да и если она - эта теория, кроме камасутры? В советские времена и слова-то такого не знали - камасутра. Поищите-ка его в советских словарях. Поэтому каждому приходится начинать с чистого, белого листа, оставаясь один на один со своими личными половыми проблемами, переживаниями, которые для государства и общества – лишние. Отвлекающие от главного. А что может быть главнее человеческой жизни? Сестра милосердия хорошо это понимала, умудренная медицинским практическим опытом. Но все эти и многие, многие другие важные вопросы остаются за кадром… За чертой милосердия современного нигилистического мирового т е х н и ч е с к о г о общества технарей, для которого порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, лирика…В лучшем случае все эти вопросы и проблемы ЭТО общество переложило на хрупкие плечи одной сестры милосердия, которую потом сами же за ЭТО и третируют вплоть до трагической ее гибели.
А ведь, казалось бы, авторы фильма уже нащупали верный путь, путеводную нить киноповествования. Имеется в виду эпизод с душем, который можно и нужно было бы развернуть в полной мере всех его возможностей и прелестей. Он должен был стать в картине ключевым звеном. Вот где открывался неограниченный простор для творческого полета фантазии, воображения… Открывалась благоприятная возможность для половой игры, для невинного флирта, дававшие яркую возможность в полной мере раскрыть эстетическую красоту сношений полов , а не в простом примитивном удовлетворении мужской похоти…Тем самым была реальная возможность подняться до высот художественной и эстетической красоты тела, в целом красоты, которая нас не перестают до сих пор удивлять, восхищать и потрясать творения великих художников мира. Ведь не для того ходят люди в музей, чтобы сладострастно облизывать губы и похотливыми глазами пожирать полотна великих мастеров искусства. Для этого есть другие более грубые прозаические и приемлимые в подобных случаях места. Поэтому не случайно на ум сразу приходит название одной из книг «Секс начинается с головы». Действительно, с головы, а не с головки…И медсестре Рите нужно было лечить не головку пациенту, а голову. Но для этого Рита должна быть Маргаритой, а рядом с ней должен быть Мастер. Как получилось это у Маргариты с Мастером в «Мастере и Маргарите», в фильме А. Тарковского «Зеркало». Но для этого у Маргариты Тереховой в качестве партнера по фильму должен быть Мастер. На этот раз Маргарите явно не повезло с Мастером.
Рита в душе – это ожившие художественные полотна великих мастеров, которые помогли бы пациенту – представителю творческой профессии –прозреть, отойти от своих жалких и примитивных животных представлений о половых взаимоотношениях, которые больше относятся к технике и физике, чем к психологии, метафизике, поэзии…Со стороны это выглядело бы не более, чем легкий флирт, игра, «подглядывание в замочную скважину»… Да и разве само искусство не есть вечное и постоянное подглядывание в замочную скважину. И не было бы тогда у Риты конфликта с общественным мнением и родственниками своих пациентов, который и привел ее в конечном итоге к закономерной смерти. Наоборот, она могла бы стать прародителем целого нового неизведанного направления в медицинской науке, о котором сегодня, может быть, пока никто еще не имеет никакого даже самого малейшего представления. И только она первая, одна, по-сумасшедшему смело, напролом, шла к нему интуитивным путем, своим природным женским, звериным чутьем…По наитию…Всем своим мудрым женским живым существом творила «науку о каме»…
К сожалению, вместо великой и боготворимой женщины, автора «науки о каме», которая могла бы стать прототипом героинь новых великих художественных полотен мастеров, нам показали еще одно жалкое подобие мужчины, но… в женском платье. В юбке. Зачем? Зачем нужно было повторяться? Зачем дублировать матушку – природу? Зачем ее слепо копировать? Разве в этом великое предназначение женщины на земле? Разве мало того, что она превратилась в детородную и сексуальную машину?.. В товарища по работе? В полового партнера в быту? Вспомните фильм того же Райзмана «Странная женщина»В этом ли идеал равноправия женщины и мужчины, за которое так отчаянно не на жизнь, а на смерть сражаются женщины, чтобы попасть в новое еще более страшное и унизительное рабство. Надо ли бегать ей наравне с мужчинами по футбольному полю? Сражаться на ринге? На хоккейной площадке? Осушать вместе с собутыльниками пивные и водочные бутылки? И надо ли обществу гордиться тем, что женщина осваивает мужские профессии, может войти в горящую избу и на скаку коня остановить? Тогда это уже не женщина, не дворянка, не декабристка, а обыкновенная деревенская баба! Простая к р е с т ь я н с к а я баба, которая сама же с горечью продолжает о себе причитать: я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик…Зачем же ей подпевать эту печальную песню?
Авторы фильма решили действовать в соответствии с народной мудростью: клин клином вышибают, или подобное лечить подобным. Но ведь раз на раз не приходится. В связи с этим вспоминается фильм «У семи нянек», где одна из героинь, упрекая директора детской колонии в неумении перевоспитывать трудных подростков, самоуверенно заявляет, что у них – у бригады Коммунистического труда - обязательно получится. Но и у «золотой бригады» не получилось. Оказывается, одного только желания и амбиций для достижения цели все -таки мало. Оказывается, нужно еще что-то другое и важное для успеха. Именно ЭТО «другое» так и осталось за кадром.
А вот у самой медсестры Риты это «другое» почему-то вдруг оказалось. Так и покажите его, предъявите зрителям, а не оставляйте с глубокомысленным видом за кадром. Помогите новым жертвам, новым Ритам. Помогите им стать Маргаритами Не держите зрителей в неведении, если есть сказать новое слово в науке, технике, технологии… искусстве. Но на поверку показать – то и нечего, разве заявить только одну проблему. Оригинального рецепта и способа лечения жертв половой жизни нет и у самих авторов фильма, хотя они заманчиво поманили зрителя туманными намеками и перспективами о том, что медсестра «вылечила»- таки простым, доступным и чудодейственным средством уже не первого пациента. Просрамив тем самым официальную медицину, которая лечит по старинке, используя только медикаментозные средства. С авторами можно было бы согласиться, а где – то и поспорить, если бы речь шла просто о физике, физиологии, технике секса… Но причина намного глубже и сложнее и находится за пределами физической, телесной оболочки. Но Рита продолжает подходить к человеку как к обыкновенному живому существу. Не к мужчине, а именно как к живому существу. К самцу. И на основе такого примитивного подхода попыталась даже философски оправдаться своим жизненным принципом, которого четко придерживается : «Если я могу помочь человеку и не делаю этого – только это грех. Все остальное – предрассудки». Чем же она может реально помочь человеку? Да и какому человеку, что тоже не менее важно? Как и то, что стоит за предрассудками, которые ее в конечном итоге и погубили? Тем, что отдается по зову материнского сердца и жертвует при этом всем даже и тем, что ей по праву не принадлежит. Лишь бы дитя не плакало, не страдало. Осталось жить. Но так же может утверждать и проститутка, которая тоже отдается и тем самым помогает человеку, как бы его лечит. Так может оправдать свои преступные действия и убийца, и врач, которые по просьбе тяжелобольного отправляют его на тот свет. С такой точки зрения можно оправдать и самосуд. Раскольников, как мы знаем, убил старушку тоже из самых благих побуждений и намерений. Разница только в том, что Рита хотела помочь конкретному живому человеку, а Раскольников – всему абстрактному человечеству хотел принести избавление. И даже выработал для оправдания своего обыкновенного и заурядного «уголовного преступления» целую философскую теорию. Зло должно быть наказано.
У Сони Мармеладовой вообще никакой теории не было. И она жила «по желтому билету» также исключительно из благородной цели помочь своим близким родственникам. И также с легкостью могла бы исповедывать в своей жизни принцип медсестры Риты: «Если я могу помочь человеку и не делаю этого – только это грех. Все остальное – предрассудки». И если Соня по – женски - помогала родным и близким, то Рита – ближним. И обе спешили делать добро. Но чем больше они делают добра, тем больше приносят зла и страданий окружающим, в целом обществу, человечеству и прежде всего своим близким родственникам и самим себе. Один только муж понимает, что Риту нужно принимать только такой, какая она есть – с у м а с ш е д ш е й. А разве любовница, которая довела своего полового партнера до суицида – нормальная? Да и можно ли назвать нормальной саму жизнь, которую в обиходе образно величают дурдомом? Домом дураков? Домом дур , как данная сестра милосердия? И где те, кто называл К. Э. Циолковского – сумасшедшим, когда сегодня человек вышел в космос?
Есть такой классический анекдот. Привозят пациента в больницу. И один врач говорит другому: «Будем лечить или пусть живет? » Оказывается, анекдот, скорее грустный и даже печальный, чем смешной, если закончить фразу врача: «…или пусть живет половой жизнью? » Так вот Рита лечит, чтобы пациент продолжал жить полноценной и полнокровной половой жизнью. При этом в эпикризе она могла бы с чувством исполненного профессионального долга записать медицинский вердикт, о котором гордо заявляет устно своим коллегам: «Он – не импотент! ». И при этом могла бы еще добавить с чувством исполненного высокого медицинского призвания: «Проверено на себе». «Тебе лучше знать» - парирует сухо в ответ ей коллега. И действительно, только одной Рите лучше знать, понять, поскольку она, прежде чем вынести такое окончательное медицинское заключение, все испытала и проверила непосредственно вначале на себе. Как испытатели новых медицинских препаратов. Как естествоиспытатели… Коллега Риты однажды тоже хотела испытать лично на себе «метод лечения Риты», но после некоторых колебаний тут же решительно отказалась. При этом сославшись на убедительный аргумент, что еще не сошла с ума. Она так и осталась только медсестрой, а не стала сестрой милосердия. А идея фильма, как мы помним по его первому названию, только для сумасшедших. И коллега оказалась недостаточно сумасшедшей для такой сумасшедшей идеи.
А то, что она именно такая, надо вспомнить, как мужественно погибали сестры милосердия во время войн, мировых конфликтов, ценою своей жизни спасали на фронте пациентов, вытаскивая их прямо из – под смертельного огня на поле брани. И такая параллель в фильме, несомненно, проводится, учитывая его второе название – Сестра милосердия. Учитывая христианское милосердие, Рита – как на войне. Казалось бы, жизнью не рискует. И хотя спасает не из – под огня, но тоже «на поле брани», которое ей так и не удается перейти. Она и гибнет «на поле брани». По иронии судьбы от рук родственника, спасенного ею человека ценой женской чести. Зло – за добро? Или на войне как на войне? Или все -таки медицина не без границ? И эти четкие и видимые пределы ей устанавливает общество, за которые она не может и не должна выходить, ибо тогда на грешной земле теряется смысл самой жизни. Социальной жизни. Общественной жизни.
И смерть Риты лишнее подтверждение тому, что такие границы для медицины все – таки должны существовать, когда медицинский работник не может и не должен переходить тонкую и зыбкую грань официальных отношений: медицинская сестра и пациент. Рита их нарушила и понесла за это возмездие. А все потому, что важна не просто сама по себе физическая жизнь даже человека, которая представляет мало ценности для развития человечества и определяется лишь понятием живого существа. Как и любого другого животного. Спасая «физическую жизнь», то есть только телесную оболочку, Рита невольно убивает другую наиболее важную ее составляющую часть – духовную, общественную… Не случайно, защищаясь, общество публично через печать объявляет ее преступницей и предлагает обезвредить. Символично, что в обвинительной статье не указывается конкретное имя. Общественный враг в белом халате – обезличен и от того еще более опасен и страшен. Ибо проблема не в одном только человеке в белом халате. Не в халатном отношении. Она - в медицине и в сношении ее с действительностью. «Где начинается медицина, там заканчивается стыд». Это принцип жизни и даже всей профессиональной деятельности уже не экранной , а настоящей медицинской сестры, который довелось услышать автору данной статьи. И он тоже низводит человека –мужчину и женщину- до уровня живого существа- самца и самки. Данный принцип больше подходит для ветеринарии, чем для медицины.
Когда в реальной смертельной опасности одна человеческая жизнь, тем более любимого человека, разум отступает, но когда опасность миновала, на другую чашу весов кладется не одна, а миллионы и миллиарды других жизней, которые в не меньшей опасности, но уже нравственного разрушения. И тогда закономерно возникает один и тот же мучительный для людей и общества вопрос: а соразмерна ли цена одной спасенной отдельной физической жизни цене миллионов социальных жизней? Общества? Человечества? Авторы фильма сами отвечают на этот вопрос. Рита не спасла «физическую жизнь», а просто обменяла ее на свою жизнь. А это решает каждый сам по себе, исходя из своего личного или общественного идеала, знаний и жизненного опыта, если он, конечно, дорастает до истинного понимания что же такое идеал и в чем смысл даже одной человеческой жизни.
Но смерть Риты не была напрасной. Своей гибелью она обратила внимание той же общественности на серьезную проблему в медицине, напрямую связанную с половым и нравственным здоровьем самого общества. Медсестра Рита и доктор А. П. Чехов поставили обществу не столько медицинский, сколько социальный диагноз. Только за одно это мы уже должны быть благодарны создателям фильма «Только для сумасшедших». Когда- то другой гениальный художник озаглавил свою литературную рукопись по сути так же «Записки сумасшедшего». Ему вторит уже профессиональный врач А. П. Чехов своим литературным творением «Палата №6».
У И. С. Тургенева есть замечательное стихотворение в прозе «Порог», которое наиболее ярко характеризует главную героиню фильма «Только для сумасшедших». Оно заканчивается так:
- Знаешь ли ты, – заговорил он наконец,- что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все –таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура! – проскрежетал кто –т о сзади.
- Святая! – пронеслось откуда – то в ответ.
Кто же Маргарита: дура или святая? Создатели предлагают дать ответ на этот вопрос кинозрителям.
И в заключение хотелось бы особо отметить талантливую игру актрисы Маргариты Тереховой, без которой данный фильм просто бы не состоялся. Именно здесь наиболее ярко проявился ее индивидуальный творческий стиль, с которым она и войдет в плеяду талантливых мастеров отечественного и мирового кино. Этот стиль или актерский почерк определяется одним понятием – г р и м я с н и ч а н ь е. Не гримасничанье, а именно – гримясничанье, когда и тело, и душа актера вдруг по воле провидения становятся единым органическим природным инструментом, органом, в яркой индивидуальной форме выражающим сочетание внутренней сущности с внешним миром. Когда живой человеческий инструментальный ансамбль тонко и нежно звучит камертоном естественной и социальной природы. Не вызывает сомнения, что это ее самая лучшая и яркая роль в кино и театре, которая по максимуму мобилизовала все ее творческое дарование не только телесной, но и духовной, душевной природы, чтобы сконцентрировать все в едином сильном надрывном крике больной и истерзанной земной жизнью мировой человеческой души. Женской души…
Вам необходимо авторизоваться, чтобы наш ИИ начал советовать подходящие произведения, которые обязательно вам понравятся.
Женщина расслабленно откинулась назад, положив головку на плечо возлюбленного.
По телу прокатывала волна судорог, затухающая волна наслаждения.
- Господи, как прекрасно, теперь я понимаю, почему люди за любовь жизнь отдавали. Как будто умерла и заново родилась. Мы с Ним теперь одно целое, такое не забывается....
Этот отпуск мы планировали много лет. Можно сказать, что мы ни разу ещё вместе и не отдыхали. В том смысле, что сидение на даче с детьми наврядли тянет на совместный отдых. Но на этот раз мы решили, что наши мальчики наконец подросли и мы теперь вправе, распихав их по дедушкам-бабушкам, посвятить 2 недели друг-другу. Проинспектировав наши финансовые возможности, мы остановились на варианте с поездкой в Болгарию. Я уже был там один раз ещё до того, как познакомился с Натальей. Тогда ещё, молодой и холостой, ...
читать целиком…Кажется, я всю жизнь прикован к инвалидному креслу и с этим смирился. Сильные руки привычным движением толкают колеса к двери. В прихожей надрывается звонок. Как обычно в это время приходит грузная медсестра делать массаж моим искореженным ногам. Хотя сегодня она звонит как-то необычно - настойчиво долго и решительно....
читать целикомГорячая пыль приятно грела босые ступни, разнежившиеся за зиму в обувке. Счастливая Настюха, покачивая бедрами, шла к колодцу за водой. Сиськи, переполненные молоком, высокоподнятые, торчали в разные стороны под рубахой. От каждого шага большие розовые соски терлись о грубую ткань, и баба чувствовала, как приятная нега стекала куда-то вниз живота....
читать целикомКак-то раз поехал встречать на вокзал подругу в 4 часа утра, естественно, такси поймать было очень тяжело. Но вот вижу машину, махаю рукой, останавливается. Водитель спрашивает куда и сколько, я говорю на вокзал. По цене он меня уламал прилично, так что я и не ожидал. Ни в какую не уступил ни рубля в торге....
читать целиком
Комментариев пока нет - добавьте первый!
Добавить новый комментарий